Откуда появилось традиционное пьянство в России
Главная » Общество и алкоголизм

Откуда появилось традиционное пьянство в России

Опубликовал Суббота, 31 Март 2012Нет комментариев

Откуда появилось пьянство в России

С давних пор во всем мире распространяется миф о «традиционном русском пьянстве», будто бы у русских людей «пьяная душа» еще чуть ли не в древние времена зародилась. Так ли это? Есть ли почва у этого неприличного мифа? Попробуем разобраться.

На самом деле интерес к хмельным напиткам зародился еще за 3-4 тысяч лет до н.э. в Древнем Египте. Именно египтяне первые стали выращивать виноградники для изготовления вина и варить хмельное пиво. В Греции культ вина проповедовался настолько широко, что древние греки стали поклонятся богу виноделия Дионису. В Древнем Риме тоже не воздерживались от употребления крепких напитков. Литературные памятники известили нас о «лукулловых пирах», на которых в вином угаре тонула общественная мораль и номы поведения.

Сама история человечества говорит нам, что не было народа, который бы не испытывал тягу к горячительным напиткам. Сортов вина, как и сейчас, было огромное множество. Американский историк Х.Ж. Магуалиас восхищался прекрасным вином Палестины и бранил дешевое и невкусное вино египтян. Даже «избранный Богом» еврейский народ и христианская Византия, известившая миру аскетизм и сдержанность через новую религию, не устояли перед дурманящим вином.

Но уже тогда, в Древнем мире, стали понимать, что пьянство – социальная болезнь и подлежит лечению. В каждой стране боролись с пьянством по-своему. Например, египтяне пьяниц подвергали наказаниям и общественному осмеянию. В Китае император Ву Венг, озабоченный здоровьем нации, издал указ, гласивший о том, чтобы пьяниц немедля приговаривали к смертной казни. Но самое жестокое наказание за пьянство было в Индии: пьющих поили расплавленным свинцом, серебром, медью. А в Спарте проводили воспитательный урок пере юношами: спаивали рабов. Видя скотское состояние рабов при опьянении, юноши питали отвращение к вину. Великий греческий философ Демокрит призывал греков не поддаваться пагубной страсти, ибо вредит оно здоровью. И таких примеров великое множество. Вывод один: пьянство с древних времен не являлось прерогативой одной страны или нации, оно не обошло ни одно государство, ни один народ.

Но все историки и ученые вешают ярлык «традиционного пьянства» именно на русский народ. Но была ли Древняя Русь «пьяной»? В древнерусских письменных памятниках до конца XIII века, т.е. до татаро-монгольского нашествия, нет ни одного упоминания о чрезмерном употреблении русским народом алкоголя. У русских было принято делать брагу, квас, медовуху, варить пиво – а это, как известно, легкие напитки, вызывающие у пьющего веселость и не такое сильное опьянение, как от вина. Но тогда откуда же пошел этот слух о русском пьянстве?

Историки считают, что все началось в X веке, когда князю Владимиру нужно было принять христианскую религию в Византии. В то время мусульманское государство Средней Азии, которое проповедовало ислам, убеждали Владимира сделать на Руси государственной религией ислам, а не христианство. Князь Владимир, как мудрейший государь, не хотел ссорится с мусульманским народом, поэтому деликатно и с юмором объяснил, что на Руси не могут без вина, которое запрещает употреблять ислам: «Руси есть веселье питии, не можем без того бытии». Позже эти слова истолковали немного иначе, как буд-то русские люди совсем никак не могут жить без горячительных напитков. На самом же деле Русь в то время широко писала и читала. Даже крестьяне были обучены письму на бересте. В берестяных грамотах писали все, что касается повседневной жизни крестьян и бояр, и ни в одном не упоминается о пьянстве.

Только в конце XIV веке на Руси появились корчмы – общественные заведения, где подавали горячительные напитки и еду, пели песни, танцевали, а так же предоставляли ночлег. Но корчмы были только в крупных городах, таких как Псков, Киев и Новгород.

В это же время в Средневековой Европе такие заведения (кабаки и таверны) были в каждом небольшом городке и даже в деревнях. В XIII веке европейцы старательно употребляли водку, вино, джин и другие напитки. Простой народ, как и герцоги, могли свободно купить разнообразные дешевые и дорогие напитки в торговой лавке. Религиозные проповедники, видя будничное пьянство населения, пытались вразумить свих прихожан. Сам Мартин Лютер, известный реформатор церкви, восклицал: «Германия загублена пьянством!» А английский пастор Уильям Кит жаловался на своих прихожан: «Они каждое воскресенье смертельно пьяны». Папский посол в Англии Антоний Компаниус, видя всенародную страсть к пьянству, восклицал: «Здесь бытие – лишь питие!». И это англичане, известные своей чопорностью! Современники того времени сообщали, что в Лондоне «в каждом доме, на каждой улице кабак имеется». В таких кабаках женщины пили наравне с мужчинами, а цены на напитки были очень низкие. Неудивительно, что англичане в то время в легкую спивались, при том что общество не осуждало пьянство, напротив, непьющий мужчина не считался джентльменом.

Появление водки в мире было зафиксировано примерно в XV – XVI вв. И это не было изобретением русских людей! Спирт изобрели египетские врачи, которые за большое вознаграждение продавали его во многие страны мира. На российские земли спирт пришел из Европы в разбавленном виде. Русские тут же окрестили ее на свой лад «оковита», что означало «живая вода». Оковиту употребляли исключительно только как лекарственное средство. Только со временем ее стали называть водкой, а на юге – горилкой.

В XVI веке при правлении Ивана Грозного появился первый казенный кабак (т.е. государственный) в Замоскворечье. Но жителям Москвы запрещалось пить водку, пить можно было только опричникам. Кабак оказался золотой жилой. И уже к первой половине XVII века такие кабаки появились в других городах и даже в небольших деревнях. Доходы с кабаков собирали выборные чиновники – целовальники или присяжные головы. Наряду с казенными кабаками возникли пожалованные кабаки боярам, монастырям и помещикам, в то время как корчмы закрывали, дабы не было конкурентов по продаже спиртных напитков.

Но все же на Руси нашлись те люди, которые усмотрели в спаивании народа одну из главных причин «душевредства». И одним из них оказался патриарх Никон. Под его влиянием царь Алексей Михайлович реформировал кабацкое дело и производство алкоголя, которое уже вовсю расширялось при Иване Грозном. С 1652 года запрещалась торговля вином во время Великого поста и святой неделе. Так же запрещалась продажа алкоголя по воскресеньям, средам и пятницам. Разрешалось по понедельникам, вторникам, четвергам и субботам только после 14 ч. и до 6 вечера летом, до 5 вечера зимой. И то количество продаваемого вина строго регламентировалось – одна чарка на одного человека.

Частные кабаки закрывались. Повысились цены на алкогольную продукцию. Вся прибыль уходила только в государственную казну. Такая противоречивая реформа оказывала должное влияние на приезжих иностранцев. Видя огромные толпы возле кабаков и внутри них, представитель князя Фридриха II Адам Олеарский описывал свои впечатления о России так: «Русские более привержены к пьянству, чем любой другой народ мира». Надо сказать, что реформа эта не прошла успешно. Государство потеряло значительную часть дохода, поэтому пришлось всё вернуть на круги своя.

Сославшись на домыслы А. Олиарского, английский историк Б.Мэй в своей книге в 1984 г. писал: «На протяжении столетий иностранцев постоянно потрясало потребление алкоголя русскими…» Так и американский историк Дж. Веллингтон в свое книге «Икона и топор» бездоказательно утверждал, что в России самым распространенным пороком было пьянство. Как он мог утверждать такое, не побывав ни разу в России, неизвестно.

Но все же западные ученые, историки и все кому не лень обсуждали русский алкоголизм. Но они не учли одного очевидного факта – суровый российский климат. Российский историк Н.О. Осипов, специалист в Средневековой истории, считал, что по количеству алкоголя Российскую империю можно было бы отнести к самым непьющим странам Европы. Он утверждает, что крестьяне просто не имели возможности каждый день пить, т.к. у них едва хватало времени на пахоту, обработку земли, посадку, сбор урожая и другие сезонные работы. Русские крестьяне всегда были в работе, по сравнению с европейскими крестьянами, т.к. в России земледелия развивалось в тяжелых климатических условиях, а сезон полевых работ и выпаса скота вдвое короче, чем в Европе. Представьте, каких сил требовалось от русского крестьянина для получения минимума продукции, учитывая, что не было в те времена не современной техники, а только трудящие руки. Вся семья крестьянина, от мала до велика, трудилась в поле, не покладая рук. Когда же у крестьян оставалось время на пьянку?

Известно, что существовало лишь несколько дней в году, когда крестьяне могли себе позволить выпить – на пасху, на масленицу, на свадьбах и базарах и по престольным праздникам. Если бы крестьяне каждый день «закладывали рюмочку», то на работу просто бы не оставалось сил. Разве пьющий человек смог бы посильно работать в поле и т.д.?

Стоит так же заметить, что примерно за 100 лет до приезда в Россию А. Олиарского, Московию посещал посол императора Максимилиана Сигизмунд Герберштейн. Своей поездке он посвятил труды под название «Записи о московских делах», в которых нет ни одного упоминания о пьянстве среди русского народа, которое, как утверждал Б.Мэй, так поражало иностранцев!

Иван Прыжков, известный бытописатель позапрошлого века, в книге «История кабаков в России в связи с историей русского народа» (1886 г.) пишет, что «миллионы людей видели в пьянстве божье наказанье…» Прыжков утверждает, что пьянство на Руси пришло от иностранцев.

Но ни смотря на то, что на Руси велась строгая борьба с пьянством, с каждым годом русские все больше и больше хмелели. XIXвек стал для России роковым в плане распития спиртных напитков – появилось крупное фабричное производство чистого спирта в России. Российский психиатр И.А. Сикорский в начале XX века писал: «Раньше было пьянство, а с XIX века начался алкоголизм». По всей стране с тех пор стали распространятся корчмы и кабаки, а Россия становилась все пьянее и пьянее.



Оставьте свой отзыв!

Добавьте комментарий ниже, или используйте trackback с Вашего собственного сайта. Можно также подписаться на эти комментарии при помощи RSS.

При комментировании не уходите от темы. Не спамьте.

Вы должны использовать только эти теги:
<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>